Невозможно стать богатым без знания политэкономии, но те, кто вооружены «Капиталом», богатеют очень быстро
2021-03-14 06:08
Быстрые миллиарды владельцев мировых IT-гигантов привлекают внимание не только досужих завистников и прописных всезнаек. Секреты возникновения крупных финансовых состояний всё чаще попадают в поле зрения государственных чиновников и сотрудников налоговых органов.
Я не буду вникать в особенности американского налогового законодательства. Наверняка, там у Цукерберга с налогообложением доходов всё хорошо. Но только с налогообложением доходов...
Проблемы с законом и налоговыми органами у гигантов виртуального пространства гипотетически могут возникнуть на почве сокрытия теневой занятости и безмерной эксплуатации пользователей социальных сетей. В том числе - на почве эксплуатации труда детей и женщин.
Но, в любом случае - это проблемы миллиардеров - им эти проблемы и решать. А я предлагаю поговорить о проблемах простых пользователей социальных сетей и других цифровых предприятий, которые гипотетически могут возникнуть у них с национальным или международным законодательством.
С точки зрения политэкономии Маркса, как науки о капиталистическом способе производства, любое богатство капиталиста (владельца бизнеса) возникает в следствие своевольного присвоения капиталистом результатов прибавочного труда (стоимости прибавочного труда - прибавочной стоимости) основного производственного персонала своего предприятия. Это по научному, но мы-то с вами знаем, как своевольное присвоение называют в народе...
То есть, если есть миллиарды у капиталистов (а они свои богатства от нас даже не скрывают), то это неизбежно присвоенные капиталистом результаты человеческого труда. Продуктивного человеческого труда, который не был должным образом оплачен.
Прибавочный труд основного производственного персонала является источником капиталистического богатства. Механизация, автоматизация и роботизация производства позволяют капиталисту увеличивать степень эксплуатации персонала.
Во времена Маркса за каждый труд, за любую выполненную работу принято было платить рабочим. Хотя бы частично. Потому что было понятие "рабочее место". Рабочее место - это станок, купленный капиталистом. Наемный рабочий приходил к станку, работал и получал за это оплату. Если капиталист не платил рабочему, то рабочий не шел к станку и не работал.
Но капиталисты были людьми умными и образованными, и поэтому они придумали заманивать рабочих к станку частичной оплатой труда. А рабочие были голодные и на это соглашались. Так сложились определенные правила капиталистической игры, которую Маркс называл эксплуатацией человека человеком.
Но современные цифровые капиталисты оказались ещё более умными и образованными людьми, чем их предшественники. Они придумали новые правила игры: если не называть "рабочее место" рабочим местом и, вообще, не тратить деньги на его создание или приобретение, то можно и заработную плату не платить.
Если нет рабочего места, значит работник не ходит на работу, если работник не ходит на работу - значит он не работает, а раз работник не работает, то и зарплату платить ему не положено. Кроме того, теперь работник сам покупает для себя рабочее место - это персональный компьютер, планшет или смартфон.
И даже если вы вообще не пользуетесь сетью интернет, ваши персональные данные фигурируют в десятках электронных реестров. Современный человек становится "работником" (поставщиком контента) для цифрового бизнеса ещё до своего рождения.
И вообще, теперь он даже не работник, а пользователь социальной сети. И пусть скажет ещё спасибо за то, что ему милостиво позволено бесплатно общаться в сети с друзьями, создавать свои странички и бесплатно размещать на них свой контент.
Такая, даже вывернутая на изнанку, логика могла бы иметь право на жизнь, если бы не одно "но": гигантские капиталы, измеряемые десятками миллиардов долларов, которые накопились у владельцев различных интернет бизнесов. А ведь мы уже знаем, что при капиталистическом способе производства к богатству ведет только одна дорога:
При капитализме, как и при рабовладельческом строе, единственным источником богатства является эксплуатация человека человеком. Но если при классическом капитализме, где есть фабрики, заводы, рабочие места и рабочие люди в явном виде, работа видна, а эксплуатация наглядна. То в цифровую эпоху, когда работник создает контент социальной сети под видом общения, его труд и результаты его труда, степень его эксплуатации видны через прибавочную стоимость, формирующую доходы капиталиста.
Таким образом в современном мире сложилась огромная теневая трудовая занятость, которая генерирует сказочные капиталы магнатов виртуального пространства. Эти люди ни как не оформлены на работе и не получают за свой труд ни заработную плату, ни социальный пакет, ни другие блага, являющиеся предметом коллективного договора трудового коллектива с работодателем.
Многие такие работники работают на двух и трех работах. В этой сфере трудовых отношений процветает эксплуатация женщин, детей, инвалидов и стариков.
Многие из нас ещё помнят работу в офисах. Здесь работодатель предоставлял каждому работающему место за столом, где стоял персональный компьютер (купленный работодателем). Этот компьютер был подключен к компьютерной сети. Все работали и получали заработную плату от работодателя.
Что делали эти люди? Они создавали контент. Кто-то переносил в компьютер информацию с бумажных носителей. Кто-то создавал свой авторский уникальный контент. Потом компьютерные программы всё это обрабатывали и выдавали результат своего рутинного труда.
Такая форма трудовой активности по форме мало чем отличалась от работы у фабричного станка. Работодатель за свои деньги создавал рабочее место, работники приходили на работу и работали. А поскольку они приходили и работали, работодатель выплачивал работникам заработную плату.
Что изменилось с переходом на удаленную работу? Если вы остались в штате компании, для вас изменилось только то, что вы теперь сидите в собственной комнате за собственным столом, просиживаете собственный стул, сами платите за коммунальные блага и амортизируете собственный компьютер.
Раньше все эти затраты нес работодатель (капиталист) да ещё регулярно выплачивал вам зарплату. А при работе на удаленке он только платит зарплату. Сломался твой компьютер? Ну, извини... Иди покупай новый.
Но, как я уже говорил раньше, цифровые капиталисты изобретательнее своих классических предшественников. Создав социальные сети, они работу назвали "общением в сети" и даже зарплату платить не стали.
Работники социальных сетей согласны работать без оплаты ради удовольствия общаться в сети. А чтобы сетевые работники не отвлекались от работы на офлайновое общение, были придуманы карантинные ограничения.
Как вы можете без труда убедиться, разница между оплачиваемой работой в офисе компании и бесплатной работой в социальных сетях состоит только в длине провода от компьютера работника к серверу капиталиста. Но этого оказалось достаточно для того, чтобы рабочее место вышло за рамки правового поля и перестало не только считаться и называться "рабочим местом", но и подчиняться нормам трудового законодательства.
Разумеется, большие и очень быстрые миллиарды молодых дарований IT-бизнеса не могли не привлечь внимание официальных лиц. Вероятно они что-то подозревали, но просторы цифровой экономики были и остаются для государственных функционеров тёмным лесом, в котором водятся хищные цукерберги и дикие безосы.
Когда однажды 10 апреля 2018 года молодого миллиардера Марка Цукерберга вызвали на ковер Сената США, чтобы заслушать его на совместном заседании комитета Сената по судебной власти и комитета Сената по торговле, разговор получился более, чем странным. Сорок четыре убеленных сединами американских законотворца, средний возраст которых составлял 62 года, задавали 33-х летнему Цукербергу вопросы, свидетельствовавшие об их полном непонимании механизмов цифровой экономики.
Марк Цукерберг из Facebook дает показания перед объединенными слушаниями Сенатского комитета по судебной власти и Сенатского комитета торговле в здании Сената Харта на Капитолийском холме 10 апреля 2018 года в Вашингтоне, округ Колумбия.
По всему чувствовалось, что многие сенаторы не являются пользователями социальных сетей и не имеют даже отдаленного представления о Фейсбуке. Возможно, Цукерберг и хотел бы сообщить почтенной аудитории что-нибудь полезное, но это напоминало разговор инопланетянина с аборигенами без переводчика.
По-этому, когда Цукерберг сказал сенаторам, мягко говоря, не совсем правду, было непонятно - он соврал, или просто произнес набор слов, который способны понять законодатели. «Как вы поддерживаете бизнес-модель, в которой пользователи не платят за ваши услуги?» - спросил Цукерберга сенатор Оррин Хэтч. И Цукерберг ответил: «Сенатор, мы размещаем рекламу».
В данном случае Цукерберг мог ответить и так: «Сенатор, я изобрел вечный двигатель». Странно, что уважаемый американский законотворец удовлетворился таким ответом.
Если бы Сенатор имел хотя бы поверхностное представление о том, как устроен рекламный бизнес, то он бы обязательно поинтересовался, а что является рекламоносителем на Фейсбуке? Ведь рекламу размещают на собственном или арендованном рекламоносителе.
Рекламоносителем может быть поверхность билборда, небольшие отрезки времени в радио или телевизионном эфире, часть поверхности печатных СМИ или многое другое, но без рекламоносителя не бывает рекламы. Рекламоносителем является некоторое средство массовой информации (СМИ), содержащее контент, который привлекает целевую аудиторию рекламодателя.
В более общем случае, рекламоносителем является место и время, где реклама встретится с целевой аудиторией рекламодателя. И целевую аудиторию, и рекламодателя привлекает контент, то есть, содержание, наполнение пространства. Будь то площадь экрана, площадь бумаги или время эфира.
Целевую аудиторию рекламодателя привлекает созданный нами контент, на который программа социальной сети "намазывает" рекламные сообщения. Если нет контента, значит нет рекламы, значит нет и доходов от рекламы.
Применительно к социальным сетям таким рекламоносителем является моя или ваша лента новостей, где я публикую созданный мною контент: тексты, видео, фото или аудио. Здесь же мы с вами комментируем, "лайкаем" и являем миру другую сетевую активность, что тоже является контентом.
Алгоритмы социальных сетей анализируют созданный мною (вами, нами) контент на предмет его привлекательности для потенциального рекламодателя и вставляют в него соответствующие рекламные сообщения. Разумеется, рекламные сообщения публикуются не бесплатно. Социальная сеть получает за это деньги от подателя рекламы.
Иными словами, социальная сеть берет у меня бесплатно контент, который я создал, и вставляет в него рекламу, за которую получает деньги с рекламодателя. Нарушают ли социальные сети при этом какой-либо закон? Вероятнее всего, да. Существуют ли более справедливые формы взаимодействия цифровых бизнесов с авторами контента? Определенно, да!
Но об этом мы поговорим уже в следующий раз.
Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня
Пополнить банку на независимые научные исследования
Автор: Сергей Просветов
Просмотров всего: 117193 Просмотров сегодня: 28
Украина: вперед, в ловушку бедности
Как мыслить и действовать, как миллионер