Производство спецодежды

Производство спецодежды

До недавнего времени рынок спецодежды был представлен традиционными белыми медицинскими халатами и робами строителей. Но уже сегодня ситуация качественно изменилась. Производители готовы предложить совершенно иную спецодежду – современную, практичную, удобную. Спрос на такую одежду растет на 20% в год. Примерно такими же темпами растет и украинский рынок этой продукции

2013-07-21 08:18:20

Свой бизнес: производство спецодежды

Точных цифр относительно объемов украинского рынка спецодежды не существует, а соответствующие прикидки у разных операторов разные: от пессимистических $80 млн до оптимистических $300 млн. Дело в том, что производителями являются как крупные предприятия, швейные фабрики, так и малые компании, частные предприниматели или же ателье индивидуального пошива. Кроме того, существует импорт официальный и нелегальный. А потому, официальная статистическая отчетность не сможет дать точный объем рынка спецодежды ни в количестве изделий, ни в деньгах.

На сегодняшний день на рынке действует несколько категорий игроков. В первую очередь это крупные предприятия, такие как «ПромСИЗ» и «ТК-Спецодежда», «Восток-Сервис», которые занимаются пошивом изделий, при этом пытаясь соответствовать высоким стандартам качества. Следующая группа игроков — швейные фабрики, действующие на рынке еще с советских времен (макеевская «Спецодежда», криворожская «Промспецодяг» и т.п.) и производящие продукцию из дешевых материалов с небольшим эксплуатационным сроком. И, наконец, на рынке присутствует множество мелких пошивочных цехов и мастерских, включая те, которые работают при крупных промышленных предприятиях для удовлетворения их внутренних нужд в спецодежде и цеха в тюрьмах.

На первый взгляд может показаться, что заниматься этим бизнесом просто: договорился с заказчиком, нашел «буксующую» швейную фабрику где-нибудь на периферии, закупил ткани и фурнитуру, фабрика выполняет заказ, а ты считаешь прибыль. Начать бизнес можно и с $10 тыс. при уровне рентабельности в 25%. Однако все не так просто. Малым предприятиям тяжело найти клиентов, поскольку потребители спецодежды уяснили, что лучше работать с крупными поставщиками, качество одежды у мелких фирм страдает, да и сроки поставки систематически нарушаются.

Кроме производителей, на рынке также присутствуют несколько крупных представительств иностранных компаний, завозящих спецодежду и средства индивидуальной защиты, таких как «Бел-Протексьон», «Восток-Сервис» и другие. Но принцип работы с поставщиками у зарубежных и у отечественных компаний отличается. Например, фирма «ТК-Спецодежда», разрабатывает широкий ассортимент спецодежды и торгуют ею со склада по принципу супермаркета. Фабрика спецодежды «Формика», шьет продукцию исключительно под заказ, по индивидуальным разработкам.

Операторы рынка утверждают, что наиболее жесткая конкуренция сейчас наблюдается в сегменте спецодежды из дешевых отечественных материалов хлопковой группы: бязи, диагонали и т.п.

Что же касается конкурентной ситуации в среднем и высшем ценовых сегментах, то здесь она не столь плотна, как в сегменте дешевой спецодежды, хотя с каждым годом неуклонно ужесточается. Причина — расширение производственных мощностей лидеров рынка спецодежды, открытие ими филиалов по всей Украине, а также появление на рынке крупных европейских и российских производителей, предлагающих спецодежду по более низким ценам, нежели у отечественных производителей.

Главная трудность, не позволяющая украинским компаниям получить ценовое преимущество в борьбе с зарубежными представительствами, состоит в практически полном отсутствии на рынке отечественных тканей высокого качества. Но если украинские ткани по качеству проигрывают зарубежным аналогам, то качеством самой продукции потребители вполне довольны и многие из них заказывают спецодежду исключительно отечественных производителей.

Классификация спецодежды тесно связана с материалом, из которого она изготавливается. Различают традиционную спецодежду (куртки, комбинезоны, халаты из дешевых, преимущественно отечественных, тканей) стоимостью до 50 грн за комплект, «евроодежду» (корпоративную), отличающуюся более высоким качеством ткани, пошива и фурнитуры, зачастую украшенную корпоративной символикой (50-150 грн. за комплект), а также элитную рабочую одежду высокого качества, изготавливаемую по индивидуальным заказам (от 150 грн. за комплект). Элитная одежда изготавливается из импортных тканей ( из Польши, Голландии, США, Германии, Англии, Китая). Для пошива евроодежды используют китайскую, а также российскую, белорусскую и украинскую ткани.

Последние несколько лет на рынке спецодежды наблюдается яркая тенденция: требования к качеству продукции выставляются уже не только со стороны государственных контролирующих органов, но и соответствующими отделами охраны труда в коммерческих структурах. Сейчас компании все больше смотрят на качество продукции, а не на ее цену. И если несколько лет назад лишь немногие могли позволить себе комплект одежды за 170-200 грн, то сегодня средняя цена аналогичного комплекта уже составляет 150 грн.

Повышенные требования со стороны потребителей заставляют отечественных производителей использовать не только ткани высокого качества, но и современную фурнитуру, отделочные материалы, различные светоотражающие элементы. Изделия становятся более практичными, удобными и интересными в плане дизайна.

Произошли изменения и в структуре рынка: ранее 80% от общего объема продаж составляла одежда, изготовленная из дешевых тканей, и только 20% — одежда из более дорогих. Сейчас объемы среднего и дешевого сегментов разделились по 40% и 50% соответственно, 10% приходится на элитный сегмент.

Еще одной тенденцией на рынке является специализация компаний по различным направлениям: существуют фирмы, которые занимаются исключительно медицинской одеждой, камуфляжной темой (одеждой для охранников, рыбаков, охотников), выпускают одежду для рекламных кампаний и т.п.

В целом же рынок спецодежды растет достаточно динамично. Но несмотря на достаточно высокие темпы развития рынка спецодежды, по сравнению с аналогичным российским, а тем более, европейским рынком, Украина серьезно проигрывает. Основная причина - несоответствие европейским стандартам. Сегодняшний украинский рынок спецодежды отстает от российского года на три. Но украинские предприниматели уверены, что догнать российских производителей они смогут за год. Евроинтеграция заставит отечественных производителей быстро переориентироваться на европейские стандарты.

Хотя иностранных производителей украинские предприниматели все же побаиваются. Если Украина вступит в ВТО, на рынке появится качественная и недорогая спецодежда, сшитая в Китае и странах Ближнего Востока, которая будет стоить разы дешевле, чем одежда отечественного производства. Поэтому при таких раскладах многие украинские фирмы будут вынуждены прекратить свое существование.

Но в ближайшем будущем глобальные перевороты рынку спецодежды не грозят. Проблемы могут возникнуть только у малого бизнеса, у мини-ателье, которые шили небольшие партии по заказу таких же небольших предприятий. Выход из этой ситуации только один – укрупнение или выступать субподрядчиками крупных производственных компаний.

Просмотров всего: 2793 Просмотров сегодня: 1