Министерство юстиции утвердило порядок регистрации договоров концессии, который можно считать первым шагом по устранению ряда проблем с франчайзингом и его нормативному урегулированию
2014-10-26 07:25
Как сообщил агентству Сергей Оберкович, комментируя соответствующий приказ Минюста №1601/5 от 29 сентября, “франчайзинг, как форма инвестирования, долгое время являлась одной из наиболее неурегулированных сфер в законодательстве Украины”.
“В украинском законодательстве концепция франчайзинга регулируется положениями Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины о коммерческой концессии. Основная сложность заключалась в том, что такие договоры подлежат обязательной регистрации органом, который осуществил регистрацию субъекта хозяйствования, выступающего по договору в качестве правообладателя. На практике, госрегистраторы очень часто отказывались регистрировать такие договора, так как это не входило в их полномочия”, – сказал он.
Он отметил, что утвержденный Минюстом порядок регистрации договоров концессии предусматривает, что регистрацию договоров будут осуществлять государственные регистраторы при структурных подразделениях территориальных органов Минюста. Регистрация будет проводиться независимо от места проживания или места нахождения сторон. Сведения о договоре коммерческой концессии будут вноситься в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц, а заявителю будет выдаваться выписка из этого реестра о госрегистрации договора коммерческой концессии.
“Официальная регистрация договора поможет избежать многочисленных проблем с налоговыми органами, минимизировать риски злоупотребления сторонами договора своими правами. Кроме того, оформление концепции франчайзинга в одном договоре коммерческой концессии значительно уменьшит бумажную работу и избавит от необходимости заключения целого ряда договоров. Порядок не решает многих проблем, связанные с защитой интересов правообладателей от недобросовестных франчайзи, которые должны быть урегулированы в профильном законе, но утверждение этого порядка можно рассматривать, как первый шаг на пути нормативного урегулирования и развития концепции франчайзинга в Украине”, – сказал юрист.
По словам С.Оберковича, до утверждения нового Порядка регистрации “единственным возможным способом осуществить такую регистрацию договора было обращение в суд с административным иском с требованием обязать госслужащего зарегистрировать договор, что, конечно же, требовало дополнительных усилий и расходов”.
Кроме того, юрист отметил, что работа по схеме франчайзинга в большинстве случаев была чревата проблемами с налоговыми органами, так как они не признавали незарегистрированные договора концессии.
“Контролеры не признавали расходы предприятий по договорам концессии из-за несоблюдения требования по регистрации такого договора, вследствие чего они доначисляли налог на прибыль. В таких спорах суды нередко поддерживали позицию налогоплательщиков, несмотря на представление письменных отказов районных администраций совершать регистрацию договора концессии”, – сказал он.
С.Оберкович также обратил внимание на то, что отсутствие процедуры регистрации договоров коммерческой концессии нередко приводило и к злоупотреблению сторонами договора. В частности, распространенными были судебные дела, в которых сторона просила суд признать договор коммерческой концессии недействительным, ссылаясь на тот факт, что другая сторона не зарегистрировала его.
“Неоднократные попытки принять закон о франчайзинге, который помог бы урегулировать все проблемные вопросы, так и не увенчались успехом. Вследствие чего бизнесу приходилось выкручиваться разными способами и оформлять франчайзинг с помощью нескольких договоров – поставки оборудования, лицензии на право пользования торговой маркой, ноу-хау”, – сказал С.Оберкович.
Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня
Пополнить банку на независимые научные исследования
Просмотров всего: 11824 Просмотров сегодня: 32
VAIO выйдет на рынок планшетов
Капитализация соцсети Pinterest выросла на 50%