Чернобыль. Эвакуация

Чернобыль. Эвакуация

Глядя в кадрах советской хроники на стройные колонны автобусов, сопровождаемые машинами ГАИ, давно хотел рассказать как это было на самом деле

2020-04-26 09:17

Наш военный городок Чернобыль-2 находился примерно на полпути между Припятью и Чернобылем. В те дни на станции шла подготовка к очередным боевым работам и мы засиживались в технологической зоне допоздна.

Тихое начало

В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года мы вчетвером шли с работы уже после полуночи. За решеткой нашей антенны, где-то над Припятью, полыхало необычно яркое зарево и мы даже перешучивались по этому поводу.

Суббота 26 апреля прошла тихо и спокойно. Как обычно: дети гуляли на улице, родители занимались своими житейскими делами. Странным было только то, что из городка никого не выпускали ни на машинах, ни пешком. Один из наших парней в этот день уезжал на перекомандировку, так ему пришлось сбежать из городка через дырку в заборе “для иностранных шпионов” и пешком добираться до Чернобыля.

Утром 27 апреля ко мне в гостиничный номер постучались начальник и главный инженер объекта и попросили обойти всех наших в гостинице и предупредить, чтобы окна не открывали, на улицу не выходили - на ЧАЭС авария. Скрывать уже не имело смысла, так как военные были привлечены на тушение реактора, их жены об этом, конечно, знали.

Где-то к 10 часам утра в городок приехал какой-то почтенного возраста генерал и велел собрать жен военнослужащих для политинформации. Мы, конечно, тоже пришли послушать.

Генерал сказал, что ничего страшного не произошло. Что он лично только что был на атомной станции и, как видите, с ним ничего не случилось. На этом месте кто-то пошутил про его возраст... Генерал сказал, что ситуация под контролем и, как водится, попросил сохранять спокойствие и уехал.

К полудню в городок заехала колонна автобусов. Это были обыкновенные городские Икарусы с ограниченным количеством сидячих мест. Женскому населению городка дали полчаса на сборы и погрузку в автобусы. Личных вещей велели брать минимум, так как после майских праздников мы все вернемся и будем продолжать работы.

Женщины и дети послушно затолкались в автобусы. Только изрядно беременная Галка сказала, что без мужа она никуда не уедет, и мужа Серёгу, под одобрительный смех и всеобщие аплодисменты остающихся, тоже впихнули в автобус.

Наша эвакуация

Нас в городке осталось человек 10-15 мужиков. Отъезжая, женщины наперебой кричали нам у кого в холодильнике что осталось съедобного. И мы поняли, что с голоду не пропадем.

В городке сразу стало пусто и непривычно тихо. Мы вернулись в опустевшую гостиницу, в холле второго этажа накрыли стол в соответствии с перечисленными запасами в холодильниках эвакуированных. Но не успели мы накатить по первой, как за окном гостиницы запипикала машина.

На дороге стоял автобус ПАЗик. Водитель спросил, есть ли еще кого вывозить? Мы быстро собрались и погрузились в автобус. Вещей много не брали. У “Малыша” в сумке были комнатные тапочки и зубная щетка. Остальные были экипированы похожим образом. Паспорта и другие документы в те годы возить с собой было не модно, так как даже в самолет люди садились без паспортов, как в городской автобус.

К Киеву подъезжали уже в сумерках.

Где-то примерно возле Лютежа мы уперлись в громадную очередь автобусов с эвакуированными из Припяти и других пострадавших городов и весей. Автобусы просто стояли плотной колонной на краю дороги.

На редких сиденьях городских Икарусов по очереди дремали замученные мамочки с детишками на руках. На поручнях автобусов сушились ползунки и пеленки…

Переговорив с коллегами, наш водитель выяснил, что в Киев мы не прорвемся. ГАИ не пропускает автобусы в город потому, что такую массу машин и людей город просто не может принять.

Но наш водила оказался парнем тёртым. Он сказал, что знает в здешних лесах каждую тропку, и уверенно свернул на какой-то проселок. Поплутав по лесам и полям мы въехали в Киев там, где ГАИ нас не ждало, и к полуночи высадились в Жулянах.

В аэропорту мирно дремали на лавках ничего не подозревающие пассажиры. Билетов в кассах, конечно, не было. Но это не из-за эвакуации о которой простые люди в Киеве ещё ничего не знали. Отсутствие билетов в те времена было нормальным состоянием билетных касс.

Аэропорт

Разбудив старшего кассира, я строго потребовал у неё 15 билетов на Одессу, срочно! Посмотрев на меня как на идиота, кассирша вознамерилась продолжить свой сон. Тут следует сказать, что в те годы любая кассирша любого аэропорта СССР была вторым человеком после Бога на Земле.

Но я не унимался и ввел её в известность об аварии и эвакуации. Сон с кассирши как рукой сняло и она повела меня к руководителю полетов. То ли он уже что-то знал, то ли просто оказался хорошим человеком, но нас посадили в АН-24 и рано утром мы были в нашей родной Одессе.

Постскриптум

Про пешие колонны беженцев с детскими колясками из Припяти я расскажу как-нибудь в другой раз.

Больше всех досталось, конечно, военным. Их бросили грузить глину на парашюты, которые потом подвешивали на вертолеты и сбрасывали на реактор. Когда солдаты начали падать без сознания прямо на поле, до кого-то дошло, что обшивка вертолетов “светит” как и сам реактор.

Потом мне доводилось пересекаться с некоторыми офицерами из нашей Чернобыльской части на других рубежах доблестной противоракетной обороны СССР. Здоровых почти не осталось, и многие покинули этот мир раньше срока.

Но эвакуация мне запомнилась бесконечной чередой городских Икарусов в вечерних сумерках с измученными женщинами, детишками и пеленками, сохнущими на поручнях автобусов.

Поддержите независимые научные исследования донатом. Мои знания открыты для всех, потому, что они касаются каждого. Но добыча знаний требует денег. Ваши пожертвования открывают для всех нас путь к новым знаниям

Пополнить банку на независимые научные исследования

Автор: Сергей Просветов

Просмотров всего: 40803 Просмотров сегодня: 10

Три шага для удержания клиента

Три шага для удержания клиента