Теневой налоговый кодекс

Теневой налоговый кодекс

Изначально правительство Азарова позиционировало Налоговый кодекс как акт, который приведет деловую среду Украины к светлому либеральному будущему

2011-11-09 11:56

"Лучше бы Налоговый кодекс не принимали вообще, чем приняли его в таком виде, в котором он сейчас", - с этого начал свою речь Николай Катеринчук, зампредседателя Комитета ВР Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики, выступая на прошлой неделе на круглом столе газеты "Дело", посвященном итогам действия Налогового кодекса год спустя. Документ, над которым трудилось не одно правительство, который объединил разрозненные законы о налогообложении и который едва не спровоцировал вторую "оранжевую революцию" в виде "Налогового Майдана", сегодня все эксперты критикуют в пух и прах. От их внимания не ускользают никакие промахи - от массового закрытия СПД до увеличения фискального давления на предпринимателей и ухода бизнеса в тень.

В поисках позитива

Изначально правительство Азарова позиционировало Налоговый кодекс как акт, который приведет деловую среду Украины к светлому либеральному будущему. И оно знало, как правильно расставить акценты. Именно повальное снижение налоговых ставок (в особенности ставки налога на прибыль с 20 до 16% с 2014 года, а также снижение НДС с 20 до 17% с 2013 года) сегодня, без месяца год спустя после вступления в силу кодекса, называют едва ли не единственным его позитивным моментом. В экспертной среде такая уместная в канун выборов либерализация налоговой системы уже превратилась в объект для шуток наравне с ироническими замечаниями про "месяц без реформы - деньги на ветер". "Принято решение уменьшить налоговое давление в перспективе ближе к выборам. Это я пошутил", - иронизирует председатель Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины Леонид Козаченко.

Кроме того, к преимуществам кодекса все еще относят само его наличие. "Позитивно само по себе принятие комплексного нормативного акта в налоговой сфере, несмотря на то что качество его поначалу оставляло желать лучшего", - считает почетный президент юридической компании Jurimex Данил Гетманцев. Однако на этом позитивные моменты себя исчерпывают, и перед глазами любого предпринимателя открывается то, о чем говорил Николай Катеринчук, - сборник законов с весьма сомнительным либеральным эффектом и ужесточением администрирования.

О чем не подозревали на Налоговом Майдане

Самым существенным противовесом либеральных обещаний Азарова стало усиление фискального давления на бизнес. По расчетам Национального института стратегических исследований (НИСИ), сегодня налоговое давление на бизнес возросло на 4%, а по итогам года оно увеличится на 20%. И хотя давление исходит, на первый взгляд, из ГНАУ, его источник гораздо глубже - в Минфине, который использует его как инструмент для наполнения бюджета. За январь-август 2011 года налоговые поступления в бюджет выросли на 72% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя инфляция в это время была незначительная. По оценкам организации, объективные экономические факторы, вроде инфляции, объясняют 26% этого прироста, еще 20% - заслуга законодательных инициатив. Но оставшиеся 54% прироста были достигнуты с помощью банальных манипуляций. "Манипуляций, с помощью которых декларируется сверхвысокое выполнение показателей бюджета. Это переплата налогов, хроническая задержка с погашением НДС, освобождение от налогообложения НДС операций по поставкам зерновых, а также давление на плательщиков единого налога с целью их перехода на общую систему налогообложения. Это те манипуляции, которые должны были исчезнуть с принятием Налогового кодекса, но не исчезли", - отмечает Алексей Молдован, заведующий сектором денежно-финансовой политики НИСИ.

Однако одними манипуляциями Минфин и ГНАУ не ограничиваются - в ход идут административные меры. Прежде всего речь идет о прописанном в документе сюрпризе в виде внеплановых проверок. "Основания для плановых и внеплановых проверок дублируются между собой, что создает повод для проведения двух проверок по одной и той же причине", - пояснил Гетманцев. Но это лишь верхушка айсберга.

Последние пару месяцев также показали, что кодекс дал налоговым органам право весьма произвольно толковать этот документ и даже принимать собственные решения вне границ, очерченных документом. Самый наглядный пример такой свободы действий налоговиков - запрет относить убытки предыдущих периодов на затраты с 2011 года. При этом запрет установлен не кодексом, не законом и даже не постановлением, а простым письмом ГНАУ от 8 сентября 2011 года. С тех пор как "Инвестгазета" писала об этом месяц назад, и президент Виктор Янукович обещал взять вопрос "под свое крыло", ничего так и не изменилось. "У предпринимателей не принимают налоговые декларации с убытками в прошлых периодах", - рассказывает о своих клиентах юрист Данил Гетманцев. В результате бизнес платит налоги на инвестиции в развитие, вложенные в 2009-2010 годах. "В таких условиях больше всего пострадали предприятия, которые вкладывали средства в развитие бизнеса", - говорит Крейг Ричардсон, руководитель налогового и юридического консультирования компании KPMG.

Вместе с проверками-сюрпризами и свободным толкованием кодекса этот документ дал налоговикам еще одно преимущество - абсолютную правоту. В отличие от развитых стран, в Украине налоговики всегда правы, а вот бизнес - изначально виноват, до следствия и суда. В результате 95% решений в судах выносится в пользу налоговой (для сравнения: в России, которая считается гораздо менее либеральной, чем Украина, 78% решений принимаются, наоборот, в пользу бизнеса). "Это не вопрос ГНА, просто Высший админсуд дал разъяснения судьям, что в условиях спорных вопросов о налогообложении презумпция невиновности не действует. Сам предприниматель должен доказать, что он не преступник", - рассказывает Николай Катеринчук.

Вдобавок к жесткому администрированию под вопросом и просто благоприятный экономический эффект. В подтверждение - простая арифметика. По словам Анатолия Кинаха, президента Украинского союза промышленников и предпринимателей, во втором квартале 2011 года количество зарегистрированных частных предпринимателей сократилось в 2,5 раза.

Все это - главные ляпы Налогового кодекса, но далеко не единственные. Все они требуют доработки. По словам Николая Катеринчука, в профильном комитете Верховной Рады кипит работа над новым текстом кодекса - его уже переписали на треть, а к концу года перепишут наполовину. Не исключено, что в 2012 году суть Налогового кодекса и всей реформы изменится на все сто процентов. Впрочем, по мнению Анатолия Кинаха, одними законодательными усовершенствованиями ограничиваться не следует - Украине необходим мониторинг эффективности налоговой системы. "Система мониторинга должна быть, и мы готовы ее предложить - объективный анализ функционирования Налогового кодекса. Сейчас мы над этим работаем", - рассказывает президент УСПП.

Просмотров всего: 7649 Просмотров сегодня: 5