Давайте признаемся, что рекреационный туризм в пределах нашей страны не пинал только ленивый российский и зарубежный отдыхающий
2013-07-21 08:20:48
Несмотря на патриотические призывы чиновников и родственных им бизнесменов развивать направления отечественных туристических маршрутов и насильственно введённую моду на Сочи и Красную Поляну, отдых в России лучше не стал.
Он только стал хуже – в смысле дороже. В самом деле, всё большее число потенциальных потребителей рынка туристического сервиса из тех, кто умеет считать и экономить свои небольшие деньги, предпочитает Турцию, Тунис и Египет как альтернативу Лазаревской и Геленджику.
Обветшалые бетонные постройки брежневской архитектуры, столовская кормёжка, грязь на пляжах, неработающие кондиционеры и при этом «охамевшие» цены отпугивают уже даже тех, кто не привык себя любить и уважать.
Те же, кто понимает отдых не только как «лежание влёжку» на шезлонге у бассейна (особенно студенческая молодёжь) мечтают о познавательных и таких же бюджетных экскурсиях в Прагу, Рим или выбирают автобусные «марш-броски» по 10 странам Европы. Как же выжить российскому туризму, в условиях, когда власть не помогает, а только делает всё для разрушения этого сектора экономики?
На помощь придут вечные, вневременные или так называемые «непреходящие» ценности и люди, которые умеют ценить эти ценности и заплатить за них из своего кошелька. Как бы плохо ни жила страна и народ в этой стране, у любой страны и у любого народа есть свои святыни.
Но для того, чтобы к ним привлечь интерес и туристический поток это должны быть не какие-то там культурно-исторические святыни, чаще называемые «памятниками», а это должны быть места, попасть к которым для многих – вопрос жизни и смерти.
Верующий человек или же просто человек, попавший в тяжёлую жизненную ситуацию и не знающий, где ему искать выход, как правило, направляется к религиозной, сакральной, мистической точке как паломник, при этом мало обращая внимание на неудобства и сопутствующий дискомфорт. Паломник – не отпускник-отдыхающий, придирчиво изучающий парковку и столики в шашлычной, готовый к претензиям и рекламациям. Паломник – это совсем другой статус, другая философия пути.
Человек, отправившийся в паломничество, смотрит и замечает совсем другие вещи, он как бы выпал из привычного мирского контекста. Ценность географии паломник меняет с точностью до наоборот.
Так, например, любавические хасиды, съежающиеся со всего цивилизованного мира в жалкую белорусскую деревушку на могилу основателя своего учения раби Бешта любят повторять поговорку: «Париж? Лондон? Какая провинция! Они ведь так далеки от города Любавичи!».
Очень часто паломники бредут весь путь пешком, или же встречают по дороге свою смерть и относятся к этому иначе, чем обычные путешественники. Многие вещи воспринимаются ими как подготовка к инициации, как послушание, испытание плоти.
Особенно часто это было в 19 веке с мусульманами, совершавшими хадж – недобросовестные перевозчики грузили их на корабли как скот, бросали в грязных караван-сараях без пищи, наживаясь на беспомощных иностранцах.
Но наше время не терпит таких «подвигов», оно воспитало совершенно других людей. Сегодня даже очень верующие, воцерковлённые люди, принимающие путешествие как испытание-послушание не будут идти пешком до святыни и будут возражать против дискомфорта, форс-мажора и других накладок, возникших из-за чужой халатности или жажды наживы.
Достаточным испытанием на сегодня будет уже само перемещение по российским дорогам и ночлег в провинциальных гостиницах-общежитиях.
Поэтому, давайте организовывать внутрироссийский туризм, ориентируясь на посещение святых мест, монастырей, целебных источников, чудотворных икон теми, кому это необходимо или просто интересно.
Кто-то думает, что все лучшие монастыри и чудотворные иконы расположены только вокруг Москвы и Золотого кольца. Некоторые что-то слышали про Иоанна Кронштадтского.
Но мало кто знает, что вокруг Ростова-на-Дону существуют не менее «сильные» места концентрации православных святынь (и не только этого, но это другая тема для другой статьи).
Дефицит информации в этой области в определённой степени поможет восполнить предлагаемый нами материал.
Определимся с целями и задачами.
Существует два основных вида религиозного туризма:
1. Религиозный туризм экскурсионной направленности;
2. и собственно паломнический туризм.
Типичный пример первого типа – тур по Золотому Кольцу. Путешествия второго типа часто организуются самими храмами и монастырями. Иногда паломники добираются до пунктов назначения средствами транспорта, предоставляемыми самими этими организациями.
Но так бывает только в цивилизованных странах. Опыт показывает, что на нашем рынке эта ниша пуста, а спасение утопающих, как всегда, дело рук самих утопающих. Поэтому Вам есть, где развернуться и конкуренции бояться не нужно.
Далее. По числу человек, входящих в тургруппу, паломнические поездки делятся на: а) индивидуальные, б) семейные, в) групповые.
Особенности и сложности организации религиозного туризма первого типа:
1) Достаточно высокие требования к комфорту, так как туристы могут быть людьми вообще нерелигиозными, и соответственно, отношение к действительности у них будет несколько потребительским, придирчивым. Но требование комфорта у такой категории туристов всё равно намного ниже, чем у тех, кто едет, например, в миланский шоптур…
2) Как правило, параллельно с культурно-просветительской экскурсией на территорию храма или монастыря должна быть предусмотрена ещё одна, не менее сильная и интересная программа по развлечению и занятию досуга собранной группы.
Особенности и сложности организации религиозного туризма второго типа:
1) Наибольший пик активности такого туризма – церковные праздники. Тогда у Вас начинается настоящее светопреставление… А в периоды затишья придётся поработать, чтобы заинтересовать потенциального клиента поездкой. Но справиться с такими трудностями – честь для любого уважающего себя бизнесмена.
2) более серьёзную трудность представляет сам характер поездки некоторых людей – часть из них едут, чтобы пожить при монастыре, выполняя там работу-послушание. То есть довольно непредсказуемым становится вопрос: когда человек оттуда вернётся и на сколько вообще едет? Поэтому необходимо заранее оговаривать: на короткий или на длинный срок организуется поездка.
Специалисты рекомендуют, начиная свою деятельность, не ориентироваться ни на первый, ни на второй тип туризма в чистом их виде. Практика покажет, какой коктейль Вы смешаете из этих двух направлений.
Что в исследуемом плане могут нам предложить Ростовская область и Краснодарский край?
1. Наибольшей популярностью пользуется маршрут к святому источнику Преподобного Феодосия Кавказского. Он находится у посёлка Горного Крымского района, в живописном ущелье. Это место замечательно тем, что в нём святому явилась Богородица. Сам же источник появился после его молитв.
2. Неберджай. Рядом со святым источником Феодосия Кавказского, в районе посёлка Неберджай, расположены источники Божией Матери, Николая Угодника, Иоанна Крестителя. Все три источника целебны, имеют в своём составе катионы серебра. Самой большой целебной силой обладает источник Иоанна Крестителя.
Храм, поставленный возле источника Иоанна Крестителя, расписан фресками, имеющими музейную ценность – их писали греческие иконописцы. Из многих регионов России сюда приезжают туристы, для таинства лечения водами этих «святых источников Неберджая».
3. Усть-Лаба. Около станицы Некрасовской, за Усть-Лабинском на поверхность выходит святой источник Параскевы Пятницы.
Святая великомученица Параскева Пятница является одной из наиболее почитаемых святых на Руси. Она представляет очень древний языческий культ Пятницы, связанный с главным женским божеством – Макошью. Пятница, Параська, Параскева, у болгар – святая Петка – связаны с водой и помогают, в основном, женщинам.
Ей молятся также от засухи и наводнения (что логично), а самая традиционная просьба, обращённая к её иконе – хороший жених. Но также она исцеляет и болезни, так как, опять же, связана с чистыми водами – архетипом исцеления. По легенде она, украденная турками, бежала из гарема и по дороге, спасаясь от преследователей, обернулась криницей – колодцем.
Вообще образа или артефакты, символизирующие Параскеву Пятницу, можно встретить у рек, источников и даже домашних колодцев. Но они работают лишь как талисманы-обереги от злых духов воды, а источник в Усть-Лабе – сам по себе целебный.
4. Дивноморск В посёлке Дивноморский, под Геленджиком, есть известное подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Там, с 1977 года находится, привезённая в дар из Сергиева Посада икона преподобного Сергия игумена Радонежского Чудотворца с частичкой нетленных мощей.
5. Подлинным местом паломничества может стать Ильичёвское городище в Отрадненском районе, возле хутора Ильич. Его основание уходит вглубь 8-10 вв. н.э. Этот город находился на Великом Шёлковом Пути, и его посещал апостол Андрей Первозванный. Также там проповедовали Кирилл и Мефодий. В этом дальнем уголке Кубани мы имеем святыню, которая сродни Иерусалиму, Киево-Печёрской Лавре или Афонской монашеской республике в Греции.
Много интересного и поучительного можно извлечь из посещения следующих мест:
1) Мужской Свято-Духов монастырь в городе Тимашевске;
2) Крестовая Пустынь в посёлке Солох-аул;
3) Свято-Успенский женский монастырь в городе Кореновске;
4) монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины в станице Роговская;
5) обитель святого великомученика Георгия Победоносца в посёлке Лесном под Сочи.
Многие люди, которые являются Вашими потенциальными клиентами, боятся обращаться в турфирмы и не знают, что, в принципе, турфирмы занимаются направлениями религиозного туризма. Вы можете предложить особый, уникальный продукт для людей, которые хотели бы поехать к святым местам, но не могут добраться туда самостоятельно.
Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня
Пополнить банку на независимые научные исследования
Просмотров всего: 17795 Просмотров сегодня: 7
Свой бизнес: Инструкция по управлению автосервисом
Как организовать собственное производство купальников