Проблема советской индустриализации. Часть вторая

Проблема советской индустриализации. Часть вторая

Как американский архитектор Альберт Кан и советский переговорщик Сол Брон дали толчок индустриализации советской России: Альберт Кан

2025-12-01 15:49

Поначалу Кан не хотел принимать "работу мечты", предложенную Советами. У него всё ещё было много работы в США с многообещающими перспективами (фондовый рынок рухнул шесть месяцев спустя), и он «мало что знал или ничего не знал о российском правительстве». Но главным образом его нежелание было вызвано тем, что Соединённые Штаты не признали Советское правительство.

Два контракта: Коммерческие отношения огромного масштаба

Он знал, что большинство его клиентов были убеждёнными антикоммунистами, а антисемиты в США «повторяли то, что говорили нацисты, обвиняя евреев в содействии коммунизму». И всё же этот вызов его увлекал. Он верил, что «русский народ — независимо от формы правления — имеет право на помощь после всех своих поколений страданий при царях. Это было правильно».25

В течение следующих трёх лет фирма Кана участвовала в программе промышленного строительства СССР в рамках пятилетнего плана. Работа сначала велась в штаб-квартире Кана в Детройте, а затем – в целях выполнения гораздо большего объёма проектов – в Москве, при содействии советских сотрудников, для которых архитекторы и инженеры Кана одновременно проводили обучение. Работа велась по двум контрактам: один, подписанный 8 мая 1929 года, на проектирование первого советского тракторного завода; другой, подписанный 9 января 1930 года, на консультирование архитекторов по всему промышленному строительству в Советском Союзе. Работа, проделанная архитекторами и инженерами Кана по этим контрактам, оказала бы большое влияние на способность СССР реализовать свой амбициозный план индустриализации страны.

8 мая 1929 года, согласно соглашению, подписанному с Каном президентом Амторга Солом Г. Броном, советское правительство предоставило компании Albert Kahn, Inc. монументальный контракт на проектирование тракторного завода в Сталинграде. Согласно соглашению, фирма Кана в своем офисе в здании Marquette Building в Детройте должна была подготовить архитектурные и инженерные чертежи основных зданий, включая водопроводные, отопительные, вентиляционные и электрические системы, а также подъездные пути к дорогам и железной дороге. Они также должны были помочь в закупке американских строительных материалов, машин и оборудования, а также в монтажных работах. Кроме того, контракт Кана предусматривал предоставление ключевого строительного персонала — главного строительного прораба, специалистов по монтажу и основных бригадиров. Все чертежи и спецификации могли быть использованы только для строительства этого завода и оставались бы собственностью фирмы. За работу над проектом фирма Кана получит 130000 долларов США (1666273 доллара США в долларах 2012 года) плюс 4 процента от стоимости дополнительных зданий. Все планы должны были быть одобрены Amtorg, который отвечал за платежи.26

...

Газета «Нью-Йорк Таймс» описала контракт как «начало коммерческих отношений между советским правительством и архитектурной фирмой Кана огромного масштаба». Газета также цитировала Генри Форда, который, узнав о контракте, поручил Кану передать русским, что они могут получить все его патенты, проекты и спецификации, и пообещал отправить своих инженеров в Россию и пригласить советских инженеров на свои заводы для изучения массового производства. Форд сказал: «Независимо от того, где процветает промышленность, в Индии, Китае или России, тем больше прибыли будет для всех, включая нас. Весь мир обязательно получит от этого пользу».

В России о контракте было объявлено в «Торгово-промышленной газете», которая регулярно публиковала на первой полосе колонку под заголовком «Иностранная техническая помощь в строительстве промышленных гигантов». В ней писалось, что помощь фирмы Альберта Кана «гарантирует, что завод будет построен в соответствии с графиком и получит все преимущества от всех современных американских технических достижений». 28 И менее чем через два месяца после того, как Кан подписал контракт, 30 июня 1929 года, газета сообщила, что первые американские инженеры-строители, Джон К. Колдер и Леон А. Сваджян, прибыли в Москву с предварительными чертежами сборочного цеха, литейного цеха и кузницы и должны были отправиться в Сталинград 2 июля. Шесть недель спустя за ними последовали еще четверо американцев с полными планами. 2

В апреле 1929 года, через полгода после объявления Сталиным пятилетнего плана и за две недели до подписания Кановского договора, председатель Совета Народных Комиссаров СССР (Совнаркома) А. И. Рыков поднял тревогу по поводу технической готовности страны к выполнению задач, поставленных Планом: «Меня тревожат многие вопросы, связанные с нашей техникой и нашими техническими кадрами. ... Справимся ли мы с организацией рабочей силы, технических кадров, квалифицированной рабочей силы? ... Одних денег для нового строительства недостаточно. ... Нам нужны также технические и организаторские кадры, от квалифицированных рабочих до инженеров высшей квалификации. ... Нам предстоит приложить большие усилия для освоения западноевропейской и американской техники».30

...

Но, учитывая, что работа фирмы Кана уже началась, Сталин мог с уверенностью объявить в статье в «Правде» «Год великого перелома», опубликованной для поднятия духа советских людей к празднованию двенадцатой годовщины Революции: "К весне следующего, 1930 года, у нас будет на полях более 60000 тракторов, через год у нас будет более 100000 тракторов, а еще через два года — более 250000 тракторов... Мы на всех парах идем к индустриализации... Мы становимся страной металла, страной автомобилей, страной тракторов. А когда мы посадим СССР за руль и посадим мужиков на трактора, тогда пусть капиталисты попробуют нас догнать".3

Когда Сталин сделал это заявление, он, конечно, имел в виду не один завод. Переговоры с Каном о контракте гораздо большего масштаба велись уже с июля 1929 года. 11 ноября 1929 года председатель ВСНХ В. В. Куйбышев доложил Центральному Комитету, что крупное соглашение с фирмой Альберта Кана близится к заключению. 26 декабря 1929 года Совнарком одобрил проект нового соглашения, согласно которому фирма Albert Kahn, Inc., заключит контракт со Строительным комитетом ВСНХ на оказание консультационных услуг и надзора за проектированием и строительством зданий во всех областях легкой и тяжелой промышленности, для чего фирма создаст в Москве конструкторское бюро под непосредственным руководством архитекторов и инженеров Кана.

Фирма Кана должна была поставлять стандартные заводские планы, рабочие чертежи, спецификации и другую техническую документацию, «типичную для архитекторов, работающих в Америке», которая к концу контракта, вместе с проектами, разработанными специалистами фирмы во время работы в СССР, стала бы собственностью ВСНХ. Помимо консультаций и помощи в организации проектного бюро, в обязанности специалистов Кана входило непосредственное участие в подготовке чертежей и спецификаций для промышленных объектов, запланированных ВСНХ, и надзор на месте за строительством этих проектов.

...

Персонал Кана должен был включать главного архитектора; шесть архитекторов, специализирующихся на различных типах промышленных зданий; главных инженеров по строительству и расчетам; главных инженеров по оборудованию и системам отопления, вентиляции, сантехники, канализации, электроснабжения и энергоснабжения, а также ряд помощников. Контракт будет заключен на два года, и Советское правительство будет ежегодно выплачивать фирме 250000 долларов США (3152000 долларов США в долларах 2012 года) плюс среднюю годовую зарплату в размере 10000 долларов США (126000 долларов США) каждому специалисту Kahn, работающему в СССР, без уплаты налогов.

Восемьдесят пять процентов гонорара фирмы будут выплачиваться в долларах США и 15 процентов – в советских 9-процентных железнодорожных облигациях, которые будут выплачены по истечении срока в конвертируемой валюте. Заработная плата специалистов Kahn будет выплачиваться на 75 процентов в долларах США и на 25 процентов в рублях.

За проекты, разработанные в детройтском офисе, фирма будет получать отдельную компенсацию.33 Это основополагающее соглашение, благодаря которому компания Albert Kahn, Inc. стала консалтинговой компанией по архитектурному проектированию для всего промышленного строительства в Советском Союзе, было подписано 9 января 1930 года.34 (рис. 1).

Подписание контракта: слева Альберт Кан справа Сол Г. Брон президент Амторга
Фотография из архива ​​Albert Kahn Associates, Inc.
Рисунок 1. Подписание контракта: слева — Альберт Кан; справа — Сол Г. Брон, президент «Амторга»

Во втором ряду в центре — Мориц Кан; слева — Н. Ольховский, справа — Дж. Майклс, юристы «Амторга». Детройт, 9 января 1930 года. Фотография из архива ​​Albert Kahn Associates, Inc.

Все счастливы и готовы к выполнению задания

11 января газета «Таймс» приветствовала соглашение между фирмой Кана и советским правительством. В общей сложности программа предусматривала расходы почти в 2 миллиарда долларов только в 1930 году и включала строительство четырёх крупных заводов по производству автомобилей, грузовиков и мотоциклов; девяти заводов по производству тракторов и сельскохозяйственных машин; и более 500 других заводов и фабрик для лёгкой и тяжёлой промышленности.35 Альберт Кан подчёркивал комплексный характер проекта: «Необходимо было не только спроектировать заводы, но и выбрать и заказать оборудование, подготовить технологические схемы, а также заказать здесь и доставить даже инструменты, необходимые для строительства заводов».36

В своем заявлении для прессы Мориц Кан, вице-президент фирмы, который вел переговоры по контракту в Москве, подчеркнул, что принципы Кана по стандартизированному массовому производству в промышленном строительстве по своей сути совместимы с централизованным планированием и государственной промышленностью в Советском Союзе: «Будет обслуживаться только один клиент и только одно централизованное архитектурное бюро». Все заводские здания для любого типа продукции можно было построить по этим стандартизированным принципам, что привело к значительной экономии времени и средств на проектирование и строительство. Советское государство, действуя через Амторг как единый суперпокупатель, обеспечило себе уникальную позицию на переговорах при закупках материалов и оборудования. Дополнительная экономия в миллионы долларов будет получена благодаря помощи архитекторов Кана в пересмотре советских ультраконсервативных строительных норм. В заключение, обращаясь к американским производителям, Мориц Кан напомнил им, что реализация советской программы индустриализации потребует от Советов импорта большого количества производственных, горнодобывающих, железнодорожных, сельскохозяйственных и других машин и оборудования.37

С советской стороны, описывая контракт, «Известия» писали, что его целью было «освоение путём практической совместной работы советских и американских специалистов новейших методов и достижений американской техники». Также сообщалось, что советский коллега Кана, «Стройобъединение», направляет двадцать пять инженеров для работы в офисе Кана в Детройте для ознакомления со всеми проектами фирмы и изучения новейших методов строительной техники. 38 В то же время, как и было предусмотрено контрактом, фирма Кана направляет такое же количество опытных архитекторов и инженеров для создания специального конструкторского бюро в Москве и занятия в нём руководящих должностей. 39

Это бюро, в котором к 1932 году работало две тысячи советских рабочих, было образовано при Строительном комитете ВСНХ решением ВСНХ от 5 марта 1930 года. Оно получило название Госпроектстрой (Государственное проектирование и строительство) и стало крупнейшей проектной организацией в СССР. Это был ответ на молитвы советских планировщиков, которые к 1929 году осознали, что для выполнения пятилетнего плана вместо разрозненных мелких проектных мастерских им нужна «одна мощная организация», которая «использовала бы в своей работе американский опыт и одновременно передала бы этот опыт как можно большему числу строительных организаций и молодых советских специалистов».40

Мориц Кан, его сотрудники и их супруги на Центральном вокзале Нью-Йорка по пути в Москву
Фотография из архива ​​Albert Kahn Associates, Inc.
Рисунок 2. Мориц Кан, его сотрудники и их супруги на Центральном вокзале Нью-Йорка по пути в Москву

В центре стоит Мориц Кан; справа от него — его жена Эдит. 6 марта 1930 года. Фото из архива Albert Kahn Associates, Inc.

Группа из сорока пяти американцев во главе с Морицем Каном, делегированным фирмой для организации операции в Москве, покинула Детройт 20 марта 1930 года. В группу входили двадцать пять специалистов, их супруги и одиннадцатилетний ребенок.41 (Рисунок 2) Во время прощальной вечеринки и пресс-конференции перед отъездом Альберт Кан опроверг обвинения в симпатиях к большевистской России, заявив, что политика России его не интересует, и, как профессионал, его отношение к России было «как отношение врача к пациенту».42 После остановок в Лондоне и Берлине, перед посадкой на поезд в Москву, член группы, Джордж К. Скримджер, отправил Альберту Кану открытку: «Все счастливы и готовы к выполнению задания, будь что будет».43

Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня

Пополнить банку на независимые научные исследования

Автор: Сергей Просветов

Просмотров всего: 362 Просмотров сегодня: 362