Индустриализация Советского Союза начиналась с той промышленности, которая становилась основой боевой мощи государства
2025-12-15 09:55
Проекты Кана в России создавались двумя организациями: Госпроектстроем в Москве и штаб-квартирой Кана в Детройте. Среди крупных проектов, разработанных в Детройте, были тракторные заводы в Сталинграде и Челябинске, заводы по сборке грузовиков «Автострой» в Москве и Нижнем Новгороде, подшипниковый завод «Господшипник» в Москве и завод металлоконструкций «Стальмост» в Верхней Сальде (недалеко от Нижнего Тагила), построенный для удовлетворения колоссальной потребности в конструкционной стали для всех крупных строительных проектов пятилетнего плана.
Сталинградский завод был первым из трёх гигантских советских тракторных заводов, спроектированных фирмой Кана в рекордные сроки. Frank D. Chase, R. Smith и несколько других фирм помогали в проектировании вспомогательных зданий; International Harvester предоставила проект трактора и технических консультантов. 58 Группа советских инженеров была размещена в Детройте для оказания помощи в реализации проекта. (рисунок 7) Особая необходимость в скорости подготовки чертежей была обусловлена тем, что сталь для завода нужно было заказать и изготовить в США, чтобы она прибыла в Россию до наступления зимы. При проектировании требовалась исключительная точность, чтобы избежать каких-либо корректировок на месте, за 6000 миль.

Эскиз Альберта Кана, архитекторов и инженеров, 1929 год. Фото компании Albert Kahn Associates, Inc
Проектная годовая мощность завода, первоначально запланированная в 10000 тракторов, впоследствии была увеличена до 20000, позже до 40000 и, наконец, до 50000, что вдвое превышает мощность завода International Harvester в Милуоки, по образцу которого он был построен.59 Все строительные компоненты, включая внешние стены из стеклопластика и ферменные конструкции крыши с пилообразными световыми люками (известные как система дневного света Kahn), а также необходимое оборудование и инструменты были поставлены более чем 100 американскими фирмами. Стальные элементы конструкций (рисунок 8) были изготовлены в Нью-Йорке компанией McClintic-Mar shall Products (принадлежащей Bethlehem Steel Corp.), затем отправлены в разобранном виде в Сталинград через Черное море и Волгу, а затем по суше, в 252 вагонах, для сборки под наблюдением группы американских строителей и инженеров, выбранных фирмой Кана.60 Длинные караваны верблюдов, лошадей и волов помогали колоннам грузовиков и специальным железным дорогам (спроектированным фирмой Кана) в транспортировке строительных материалов из доков.

Эскиз Альберта Кана Архитекторы и инженеры, 1930 год. Фото Albert Kahn Associates, Inc
Эйб Л. Драбкин выступал в качестве представителя Кана на месте; Джон К. Колдер, бывший главный инженер-строитель в River Rouge, выполнял обязанности генерального суперинтенданта (также часто передвигаясь на верблюдах к строительной площадке и вокруг нее). Его помощником был Леон А. Сваджян, также с завода Форда в Ривер-Руж. Американские инженеры, общаясь через переводчиков, руководили сантехническими, отопительными, сварочными и электромонтажными работами. На каждые двадцать-тридцать советских рабочих приходился американский бригадир. Вместе с примерно 380 американскими рабочими, приехавшими в Сталинград со своими семьями по годичному контракту, они образовали крупнейшую американскую колонию в СССР.61 Большинство из них приехали из Детройта, где по адресу Уэст-Конгресс-стрит, 255, открылся вербовочный пункт Тракторстроя. 62

Советские и американские инженеры в офисе Альберта Кана в Детройте с чертежами для Сталинградского тракторного завода, 1929 год.
Советская пресса в то время довольно открыто говорила об американской помощи и острой нехватке специалистов и квалифицированных рабочих; секретность и отрицание пришли позже. В каждом выпуске журнала «Soviet Union Review», издаваемом для зарубежного потребления, были многочисленные фотографии американских тракторов в советских колхозах и американских рабочих и инженеров на советских заводах. А на родине газета ВСНХ «За индустриализацию» писала: Очень важно отметить, что американские специалисты не просто консультируют; они фактически руководят всем строительством. Нехватка собственных квалифицированных рабочих вынудила нас максимально увеличить количество американских технических специалистов, приглашаемых для работы на Сталинградском заводе.

Слева направо: г-н Отто из компании Albert Kahn Architects and Engineers, М. Дмитриев из компании Amtorg, Ф.В.Р. Снайдер из компании Albert Kahn Architects and Engineers.
Такое заявление, безусловно, навлекло бы на редакцию неприятности во время последующей сталинской кампании против «космо», но кампания «самокритики» (самокритики) в советской прессе того времени должна была быть истолкована как проявление силы экономической системы СССР, которая не боялась выставлять напоказ свои недостатки перед собственным народом и внешним миром. В 1929 году заместитель председателя Госплана Г. Гринько признался: «Составляя наши планы, мы просто исходили из того, что люди для их реализации найдутся. Мы должны все больше и больше привлекать ведущих специалистов других стран для реализации нашей программы». 64 В 1929 году, помимо инженеров, направляемых в СССР по контрактам на техническую помощь с иностранными компаниями, Советское правительство объявило о политике прямого привлечения иностранных технических специалистов. В 1931 году, по данным Экономического справочника Советского Союза, в СССР работало 1500 американских инженеров и техников. 65
Советский лозунг «догнать и превзойти Америку» был повсюду в Сталинграде, наряду с призывами не отставать от «американского темпа». Строительство главных зданий Сталинградского тракторного завода, где была внедрена американская система параллельного строительства вместо советского метода последовательного строительства,66 действительно было завершено в рекордные шесть месяцев вместо запланированных восемнадцати (хотя он не достиг планируемой мощности до 1933 года). Это был крупнейший завод в СССР, включавший сборочный цех длиной 1340 футов и шириной 315 футов, кузнечный цех размером 532 на 450 футов и литейный цех размером 680 на 440 футов.67 Первый трактор, «Интернешнл» (названный в честь International Harvester Farmall 15-30, почти точной копией которого он был), был собран 17 июня 1930 года. (рисунок 9) Поздравляя советских рабочих с открытием завода, Сталин отправил телеграмму: «Приветствия и поздравления с победой рабочим и руководителям первого гигантского тракторного завода в СССР. Пятьдесят тысяч тракторов, которые вы будете поставлять нашей стране каждый год, — это пятьдесят тысяч снарядов, сокрушающих старый буржуазный мир».68 Совершенно иная телеграмма, на английском языке, была отправлена инженерам Альберта Кана, выражаем благодарность «нашим техническим преподавателям, американским специалистам и техникам, которые помогли нам в строительстве завода».69
Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня
Пополнить банку на независимые научные исследования
Автор: Сергей Просветов
Просмотров всего: 38761 Просмотров сегодня: 4944
Куда падает евро и как это отразится на Украине
Автоматизированные системы начали воровать деньги с банковских карт