Налоговые каникулы: Желания мало, нужны возможности

Налоговые каникулы: Желания мало, нужны возможности

Где-то в глубинах содержания главного фискального документа государства Налоговом кодексе прописана 154 статья, регламентирующая право бизнеса на "налоговую свободу", естественно не вечную, и, конечно же, относительную.

2010-12-27 14:38

В лучших традициях отечественного законодательства, воплощение правовой инициативы в реальность видится туманным, а то и вовсе призрачным. Во-первых, помимо ряда изначально прописанных законом ограничений для попадания в группу "избавленных" субъектов хозяйствования от "налогового гнета" (в виде налога на прибыль) сроком на 5 лет, на данный момент просто отсутствует процессуальная нормативно-правовая база. Во-вторых, уже в тексте Налогового кодекса нашлось место для правовых казусов, трактовка которых, с большей долей вероятности, будет происходить не в пользу налогоплательщика. Как уйти на налоговые каникулы, и какие могут возникнуть трудности, связанные с этой процедурой попытался разобраться UBR.UA.

Парадоксы законодательства. Где истина?

У действующих плательщиков единого налога могут возникнуть трудности с уходом на налоговые каникулы. Согласно пунктам статьи 154 Налогового кодекса имеется ряд параметров, которым должен соответствовать объект хозяйствования, для того чтобы не облагаться налогом на прибыль в течение 5 лет. Помимо вида деятельности, решающим является годовой оборот и численность сотрудников.

"Во-первых, о каком объеме выручки от реализации идет речь в указанном подпункте? Логично предположить, что этот термин и его наполнение взяты из Указа Президента "Об упрощенной системе налогообложения" №727/98 от 03.07.1998г. Специального определения термина "выручка от реализации" Кодекс не содержит, а значит, исходя из пункта 5.3 Кодекса, необходимо использовать терминологию Указа. Во-вторых, каким образом рассчитывается среднеучетная численность сотрудников до 50 человек? Дело в том, что Кодекс содержит специальный термин "среднеучетной численности" сотрудников именно для раздела III Кодекса. Данное определение термина, указанное в пункте 14.1.227 Кодекса, значительно отличается и намного шире, чем определение среднеучетной численности сотрудников, приведенное в Указе Президента. Поэтому может возникнуть коллизия в правильном определении показателя для целей использования в данном пункте Кодекса", - говорит сертифицированный аудитор, управляющий партнер аудиторской компании Артур Сурменко.

Что касается третьей категории лиц, а именно, действующих (либо тех, которые появятся на свет до 01 апреля 2011 года) плательщиков налога на прибыль, то, по мнению эксперта, некоторым из них с данным критерием не совсем повезло.

"Начнем с простого, а именно ежегодного объема дохода. Во-первых, представим себе компанию, которая зарегистрировалась после 01 января 2011 года, а если вчитаемся в закон еще пристальнее, то даже представим себе компанию, зарегистрированную после 01 октября 2010 года: у таких молодых бизнес-структур мало шансов по нынешней редакции второго критерия попасть под льготный режим налогообложения. Почему "да"? Потому что у них отсутствует как таковой ежегодный объем дохода, а, правильнее сказать, нет ни одного ежегодного периода. Формально они не задекларировали даже 0 гривень дохода, т.к. ими просто не может быть подана на момент вступления в силу Кодекса годовая декларация, в которой такой 0 гривень можно задекларировать", - подчеркнул А. Сурменко.

"Те, компании, которые зарегистрировались после 01 октября 2010 года, не подают годовую декларацию за 2010 год, первым отчетным периодом является для них период с момента регистрации по 01 апреля 2011 года, но никак не 2010 год", - уточнил эксперт.

Похожая ситуация и с лицами, зарегистрированными после 01 января 2011 года: до 01 апреля 2011 года у них также отсутствует возможность декларирования своих доходов, первым отчетным периодом для декларирования будет только 1 полугодие 2011 года.

"Возможно, мной искусственно усложнена задача для молодых бизнес-структур и на практике все будет значительно проще, однако, считаю нужным обратить внимание на данные аспекты. О каком доходе, меньшем 3 миллионов гривень, идет речь. Дело в том, что действующая на данный момент редакция Закона "О налогообложении прибыли предприятий" № 334/94-ВР от 28.12.1994 года содержит свою собственную терминологию доходов (причем, валовых доходов), свой объект налогообложения и так далее. Действующие плательщики налога на прибыль отчитываются и декларируют свои доходы (валовые доходы), расходы и прибыль в соответствии с действующим законодательством. Если сравнить действующий Закон о прибыли и раздел III Кодекса, посвященный налогообложению прибыли предприятий в части того, что относится к доходам, а что нет, то можно легко увидеть значительные расхождения в этих понятиях. Самое простое отличие – включение в валовые доходы и не-включение в доходы с 01 апреля 2001 года полученной предоплаты за товары (работы, услуги). Возникает простой вопрос, о каких декларированных доходах идет речь - тех, которые являются доходами в соответствии с действующим Законом о прибыли, либо тех, которые подпадают под определение доходов в соответствии со статьей 135 Кодекса? К сожалению, прямого ответа на данный вопрос я не вижу", - говорит эксперт.

Однако, по его словам, с учетом формулировки "задекларированный доход" можно предположить, что речь идет о валовых доходах, задекларированных плательщиками налога на прибыль за соответствующие отчетные периоды. Однако использование данного определения из Закона о прибыли может привести к парадоксальной ситуации. Например, предприятие розничной торговли при продаже товара за 2010 год в продажных ценах 2 миллиона гривень, себестоимостью проданного товара 1 миллион гривень и общим объемом приобретения товара за 2010 год в сумме 5 миллионов гривень не сможет пройти указанный критерий, т.к. в декларации по прибыли за 2010 год компания задекларирует валовый доход в размере 6 миллионов гривень, из которого 4 миллиона будет составлять валовый доход от прироста товара на складе. Возникает логичный вопрос – действительно ли такие субъекты хозяйствования не рассматривались законодателем как пользователи указанной льготой, либо это просто упущение законодателя?

"Кроме того, для действующих плательщиков налога на прибыль также актуален вопрос с определением среднеучетной численности сотрудников. С одной стороны кажется разумным, что необходимо брать и использовать специальный термин, указанный в пункте 14.1.227 Кодекса, т.к. он и является специальным для III раздела Кодекса, но тогда будет нелогично, если некоторые субъекты, например, действующие плательщики единого налога, не будут использовать данный специальный термин Кодекса для расчета своей средней численности по данному критерию", - резюмировал А. Сурменко.

Случаи, в которых о "каникулах" придется забыть…

"Невозможность использовать льготный режим налогообложения в случае, если субъекты хозяйствования созданы путем реорганизации после вступления в силу данного Кодекса, а также, если субъекты хозяйствования осуществляют определенные виды деятельности. Здесь хотел бы остановиться на нескольких аспектах. Во-первых, запрет использования льготного режима тем субъектам хозяйствования, которые осуществляют определенные виды деятельности. Что это означает на практике: например, предприятие занималось юридической практикой до 01 апреля 2011 года, а после 01 апреля 2011 года не планирует заниматься юридической практикой, а планирует заниматься, и, фактически, будет заниматься производством калькуляторов. Надеемся, что здравый смысл победит, и ограничения по данному критерию будут касаться только видов деятельности, осуществляемых субъектами хозяйствования после 01 апреля 2011 года", - поясняет А. Сурменко.

"Во-вторых, оказывается, ограничения по данному критерию касаются только субъектов хозяйствования, а не на всех плательщиков налога на прибыль. Таким образом, можно предположить, что те плательщики налога на прибыль, которые не являются субъектами хозяйствования, могут заниматься всеми видами деятельности, применяя льготный режим налогообложения. Если от теории перейти к практике, то такими лицами могут быть, например, постоянные представительства нерезидентов, не являющиеся субъектами хозяйствования, но являющиеся плательщиками налога на прибыль в соответствии со статьей 133 Кодекса. Трудно себе представить, что законодатель целенаправленно хотел выделить не-субъектов хозяйствования, чтобы дать им больше возможностей в использовании льготы. Однако возникает вопрос, зачем законодателю в тексте пункта 154.6 применять новый термин, не упоминаемый в предыдущих абзацах данного пункта", - подчеркнул А. Сурменко.

По словам эксперта, так были проанализированы только аспекты, связанные с возможностью плательщиков налога на прибыль использовать льготное налогообложение их деятельности и мы столкнулись с вопросами, связанными в первую очередь, с нечетким формулированием норм Кодекса. К чему приводит такая нечеткость в нормах законов, всем хорошо известно – в большинстве случаев к трактовке таких норм не в пользу плательщиков налогов.

"Надеемся, что законодатель внимательно проанализирует уже принятый документ и до 01 апреля 2011 года внесет соответствующие правки, которые позволят избежать неоднозначной трактовки норм пункта 154.6 статьи 154 Налогового Кодекса Украины", - резюмировал А. Сурменко.

Желаете на каникулы – открывайте бизнес в апреле…

Проще всего уйти на налоговые каникулы будет предприятиям, зарегистрированным после 1 апреля 2011 года. В таком случае, их будет ждать меньше проблем, связанных с законодательными премудростями главного налогового документа страны.

"Пунктом 154.6 статьи 154 Налогового Кодекса Украины установлена возможность для плательщиков налога на прибыль использовать ставку налогообложения в размере 0%. Иными словами, для определенной категории плательщиков налога на прибыль устанавливается льготный режим налогообложения. Период применения льготного режима налогообложения установлен с 01 апреля 2011 года до 01 января 2016 года.

Для использования данного льготного режима налогообложения необходимо соответствовать определенным критериям, при рассмотрении которых и возникают вопросы и первые сложности", - говорит сертифицированный аудитор, управляющий партнер аудиторской компании Артур Сурменко.

"Итак, рассмотрим критерии для лиц, на которые может распространяться пункт 154.6 Налогового Кодекса. Такие лица должны быть плательщиками налога на прибыль, т.е., таким лицом, теоретически, может быть любое из лиц, указанных в статье 133 Кодекса. Не будем озвучивать всех счастливчиков, но укажем, что такими могут быть как юридические лица, их обособленные подразделения, так и постоянные представительства иностранных компаний", - отметил эксперт.

По его словам, здесь необходимо проанализировать различные исходные условия для конкретного плательщика налога на прибыль, который планирует пользоваться льготной системой налогообложения. Означенному плательщику придется:

а) либо зарегистрироваться только после 01 апреля 2011 года;

б) либо быть действующим плательщиком налога на прибыль до 01 апреля 2011 года; при этом на протяжении трех последовательных лет (либо фактический меньший период) ежегодный объем доходов декларировался им в размере до 3 миллионов гривень, и среднеучетное количество работников такого лица за период не превышало 20 человек;

в) либо он был плательщиком единого налога до момента вступления в силу данного Кодекса и за последний календарный год объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составлял до 1 миллиона гривень, а среднеучетное количество сотрудников - до 50 человек.

"Итак, на мой взгляд, проще всего придется тем плательщикам налога на прибыль, которые зарегистрируются после 01 апреля 2011 года, т.е. никаких видимых проблем с применением льготного режима по данному критерию для них не предполагается", - резюмировал А. Сурменко.

Просмотров всего: 10206 Просмотров сегодня: 1

Уровень беспокойства: почему глобальные температуры имеют значение

Уровень беспокойства: почему глобальные температуры имеют значение