Банки готовятся к небывалому спросу на услуги Private Banking

Банки готовятся к небывалому спросу на услуги Private Banking

Несмотря на то, что прирост доли клиентов этого вида банковских услуг в последние три года не превышал 0,7%, а PB-активов — 2%, банкиры уверены в светлом будущем премиального сегмента

Консультационная компания КПМГ в Украине и Клуб частного банковского обслуживания представили результаты совместного всеукраинского исследования рынка Private Banking (2008-2010 гг.). В исследовании приняли участие 13 финансовых учреждений (11 банков и две компании по управлению активами).

В соответствии с предоставленной информацией общая сумма PB-активов банков к 2010 г. составила 5,5% (3,7% — в 2009 г., 3,2% — 2008 г.). При этом общая сумма таких активов была не сохранена, а прирост доли был обусловлен уменьшением общей суммы активов участников исследования.

Одновременно, как отмечается в отчете, финансовый кризис прошлых лет не оказал никакого влияния не только на размер PB-активов, но и на число дорогих клиентов. Так, за 2008-2010 гг. этот показатель изменился лишь на 0,1% и на начало 2011 г. составил 0,7% от общего количества клиентов банков.

«Это говорит о том, что клиенты Private Banking являются стабильными и надежными, а значит, представляют особый интерес для универсальных банков, поскольку открывают широкие возможности,— говорит советник главы совета директоров «Дельта Банка» Максим Шахалов.— В нормальной практике соотношение розничных клиентов и PB-клиентов составляет 60% на 40%, и когда банк достигает такого соотношения, то можно говорить о стабильности такого финучреждения».

В основном, по данным банкиров, этот вид услуг востребован у собственников бизнеса (44%) и топ-менеджеров предприятий (32%), которые готовы передать в управление банкам от $85 тыс. до $1 млн. своих активов. «Клиенты PB — активные, целеустремленные люди, в основном мужчины в возрасте 35-45 лет. Это люди, в первом поколении заработавшие деньги, так называемые new money»,— комментирует руководитель департамента PB в «ОТП Банке» Елена Колосветова. По ее словам, на сегодня в Украине число потенциальных клиентов, отвечающих критериям банка, колеблется от 10 до 500 тыс. человек.

Именно с такими украинскими миллионерами связаны радужные прогнозы участников исследования в отношении роста спроса на услуги PB в Украине на 5-7% в ближайшие три года. Одновременно, как отмечает директор департамента налогового и юридического консультирования KPMG в Украине Татьяна Заморская, из-за того, что рынок Private Banking в Украине еще достаточно молодой и находится на начальном этапе развития, далеко не все банки готовы предложить клиентам полный спектр «классических» PB-услуг (полный спектр работы с финансовыми, налоговыми и юридическими вопросами клиента). «Только часть этих услуг на сегодняшний день популярна и востребована в Украине. Вместо этого отечественная банковская система предоставляет клиентам стандартные банковские операции»,— говорит она. К таким «основным» услугам относятся депозиты и текущие счета, валютообменные операции, работа с драгоценными металлами и элитные карточки (Amex, Centurion, Infinite).

Кроме того, существенно тормозит развитие данного сегмента, по словам банкиров, неразвитость инвестиционного рынка, недоверие к украинской банковской системе и законодательные ограничения. Также, как заявил руководитель бизнеса Private Banking УкрСиббанк BNP Paribas Group Алексей Александров, существует проблема развития персонала, а именно — отсутствие школы профессиональной подготовки специалистов Private Banking и нехватка специальных финансовых знаний наряду с нежеланием банков инвестировать в затратное обучение специалистов.

Столь высокий интерес банкиров к PB объясняется его высокой прибыльностью. И хотя информацию о финансовых показателях Private Banking банкиры считают строго конфиденциальной, как сообщил «і» Алексей Александров, доход от комиссионных, которые получает банк, обслуживая одного клиента PB, равен по прибыльности доходу от десяти среднестатистических розничных клиентов. Такой «достаточно эффективный бизнес» в Украине в среднем, по информации Максима Шахалова, должен приносить банку $300-500 тыс. в год, то есть от обслуживания одного клиента в год банк получает $1 тыс. комиссионных. Если же пересчитать данные в разрезе финансовой группы, то результат идет уже на миллионы.

Просмотров всего: 194 Просмотров сегодня: 5